Книголюбам пропонуємо
купить мебель
для ваших книг.
Шафи зручні для всіх видів книг,
окрім електронних.
www.vsi-mebli.ua
Життя бентежне, але не зле, як казала одна наша знайома. Тому нам доводиться давати рекламу, щоб підтримувати сайт проекту. Але ж Вам не складно буде подивитись її? Натискати на ці посилання зовсім необов’язково , але якщо Вам щось впало до вподоби - дозволяємо . З повагою, колектив "Автури".
|
Пансионат
Яна Дубинянська
— "Снежный ком-М",
2013.
— 430 с.
— (Серія: Нереальная проза).
— м.Москва. — Наклад 2000 шт.
Тверда обкладинка.
ISBN: 987-5-904919-61-0
ББК: 84(Рос-рус)6
Жанр:
— Авторська проза
— Постапокаліптичне
— Психологічне
Анотація:
Пансионат собрал под одной крышей очень разных людей. Каждый из них пережил свою личную катастрофу. Каждый точно знает, что прежнего мира больше не существует. Теперь их единственная общая реальность — ветшающее здание в осеннем парке на берегу моря, случайные соседи и неизвестность впереди.
Возможно, они все-таки спасут мир. А возможно, мир поглотит их.
Интересно понаблюдать.
Лінк із зображенням книжки:
|
Рецензія |
08.02.2014
Автор рецензії: Елена Уланова
(джерело:
Darker)
Похоже, последние несколько лет стали для наших литераторов временем поиска новых форм взаимодействия с читателями — на фоне непрекращающихся стенаний издателей и части авторов о кризисе традиционного книгоиздания. Вероятно, взглянув на соседнюю обширную поляну компьютерных игр-квестов и их новеллизаций, некоторые писатели задумались о возможности литературно-художественного воплощения отдельных приемов, свойственных этому направлению. В играх пользователь (в случае с литературой — читатель) все чаще становится ключевой фигурой, от которой зависит конечный результат квеста. А если вспомнить, что ... [ Показати всю рецензію ]
современная литература все еще существует в поле постмодерна (или «супермодерна»: что это такое, никто не знает, но надо же обозначить тенденцию развития), в котором литературная игра с читателем зачастую становится основой сюжета, то появление книг, эксплуатирующих этот прием, неизбежно. «Будущее» Дмитрия Глуховского (написана в плотном взаимодействии с читателями через социальные сети), «Каллиопа, дерево, Кориск» Романа Шмаракова («интеллектуальный скрэбл», где от уровня знаний и интеллекта читателя зависит конечная интерпретация романа), «Квартал: прохождение» Дмитрия Быкова («психологический квест», в котором автор предлагает читателю, чтобы достигнуть процветания, совершить некие конкретные действия) — вот лишь некоторые произведения, иллюстрирующие эту тенденцию. Принадлежит к этому пулу, судя по всему, и новый роман Яны Дубинянской «Пансионат».
Автор как бы предлагает нам сыграть в шашки, в которых, даже если используешь стандартное поле (например, 8х8 клеток) и традиционные фигуры, вариантов правил существует не менее десятка. В качестве игрового поля предлагается ограниченная локация — небольшой приморский пансионат. Фигуры на доске — целый набор человеческих типажей: студенты, компания ролевиков, три семейные пары, подруги-пенсионерки, отец-одиночка, беременная женщина, артист, специалист-хозяйственник, пожилой писатель. А вот как будет проходить игра (интерпретация текста), зависит от читателя. Дубинянская со свой стороны предлагает широкий выбор вариантов.
Вариант 1. Постапокалиптика
По сюжету герои попадают в загадочный пансионат, находящийся в «слепом пятне» после всепланетной катастрофы невыясненной до конца природы. Теперь им (возможно, последним людям на Земле), приходится бороться с шоком после пережитого, пытаться выяснить, единственные ли они выжившие, вспоминать прошлое, обследовать окрестности, создавать микросоциум, который ляжет в основу нового мира.
Вариант 2. Социальный эксперимент
Вполне вероятно, что все герои романа стали участниками социального эксперимента некой загадочной корпорации, задача которого — просчитать человеческое поведение в ограниченном пространстве после гипотетического конца света. Как будут вести себя люди, подозревая, что они последние на Земле? Как распределятся социальные роли? Насколько повлияют воспоминания о прежней жизни на выстраивание социальных связей в нетипичном для них окружении и в каком направлении пойдет формирование общества?
Вариант 3. Посмертные скитания души
Все персонажи романа непосредственно перед перемещением в пансионат попали в аварию — крушение поезда, самолета или судна. Скорее всего, они умерли, а их души после физической смерти тел попали в некое чистилище, где, не в силах отбросить груз человеческой памяти, пытаются логически объяснить свое пребывание в этом странном месте и найти выход.
Вариант 4. Книга о книге
Не исключено, что все написанное Дубинянской — пересказ книги одного из героев романа. Автора с мировым именем, единственного восточноевропейского писателя в мире будущего, беллетриста с затянувшимся творческим кризисом. В попытке выйти из этого пике и в поисках новых смыслов он приезжает в небольшой приморский пансионат. Общаясь с отдыхающими и узнавая истории их жизней, как правило, не очень успешных, он делает этих людей персонажами своего нового произведения…
Это лишь несколько возможных интерпретаций нового романа Яны Дубинянской. Какой станет эта увлекательная партия в шашки с одним из интереснейших писателей-фантастов новейшей литературной истории?.. Доска для игры уже разложена, и автор с загадочной улыбкой смотрит на нас. С веранды пансионата открывается прекрасный вид на осеннее море, в кружках на столике дымится чай с липой и мятой… Ваш ход, уважаемый читатель. [ Згорнути рецензію ]
|
17.10.2013
Автор рецензії: Алекс Громов
(джерело:
"Книжное обозрение")
Роман известной писательницы посвящен не столько всемирной катастрофе, сколько катастрофическому сознанию. В один ничем не примечательный день у ворот загородного пансионата останавливается автобус, привезший большую группу отдыхающих. И это весьма разношерстная компания - японские туристы-новобрачные и наши доморощенные ролевики, студенты и измотанные неприятностями супруги с детьми, пожилые дамы, известный литератор. Все они оказываются в слегка обшарпанном обиталище с ненавязчивым сервисом. Из разговоров и размышлений становится ясно: за оградой не осталось ничего от прежнего мира. "У писателя ... [ Показати всю рецензію ]
немного вещей, но большинство из них явно лишние, избыточные, из предыдущей жизни. Ни к чему теперь парадный костюм, фрак, две пары лакированных туфель, подарочная трость..." Однако невнятность сведений о случившемся постепеноо заставляет "отдыхающих" усомниться в том, что земная цивилизация действительно погибла... [ Згорнути рецензію ]
|
17.10.2013
Автор рецензії: Василий Владимирский
(джерело:
Питерbook)
Конечно, сейчас в это трудно поверить, но когда-то постапокалиптика, литература о выживании после глобальной катастрофы, была почтенным и уважаемым жанром. В разные годы ей отдали должное Невил Шют («На последнем берегу»), Уолтер Миллер-младший («Страсти по Лейбовицу»), Харлан Эллисон («Парень и его пес»), Курт Воннегут («Колыбель для кошки»), Фредерик Пол («Ферми и стужа»), Кормак Маккарти («Дорога») и многие другие. Даже в СССР, где издательские работники шарахались от любой «чернухи» как черт от ладана, время от времени выходили такие произведения — например, «В круге света» Ариадны Громовой ... [ Показати всю рецензію ]
или «Последняя война» Кира Булычева. Наши издатели девальвировали жанр по историческим меркам совсем недавно, во второй половине нулевых, запустив на полную мощность печатные машины и наводнив рынок посткатастрофическими романами, слепленными на живую нитку. Не по злому умыслу, естественно, а всего лишь стремясь удовлетворить читательские запросы с минимальными затратами. Ну а следом закономерным образом редуцировался и сам термин: сперва до полуцензурного «постапокала», потом и до запинающегося «постапа». Между тем, посткатастрофическая тема по-прежнему дает писателю широчайшие возможности для эксперимента. Другое дело, что мало кто спешит ими воспользоваться — но вот Яна Дубинянская, честь ей и хвала, не побоялась.
Представьте картинку: осень на южном побережье — допустим, крымском. Холодные серые волны набегают на безлюдный берег, солнце устало светит сквозь прорехи в облаках, на горизонте синеют горы. Время от времени припускает дождик. К пансионату, явно видавшему лучшие времена, подъезжает автобус и ссаживает у ограды разношерстных пассажиров: компанию ролевиков, две группы студентов, беспрерывно ссорящихся молодоженов, семью с детьми, чиновника, актера, пару старушек, миниатюрных японцев, беременную женщину, пожилого писателя... Но это не поздние туристы, приехавшие ухватить лето за хвост, и даже не участники конвента «Созвездие Аю-Даг». Все гораздо серьезнее: это последние выжившие. Катастрофа неясной природы уничтожила земную цивилизацию, и лишь в так называемых «слепых пятнах» уцелели отдельные счастливчики. Здесь, в тихом приморском пансионате, они будут бороться с пережитым шоком, копаться в прошлом и размышлять о будущем, налаживать отношения, устанавливать новые связи, примерять социальные роли... Хотя кто знает: может быть, на самом деле никакого апокалипсиса не было, а над героями просто ставят садистский эксперимент? Но тогда что нужно экспериментаторам и почему они действуют такими варварскими методами?..
Как справедливо заметил критик Владимир Ларионов, аналогия с сериалом «Lost», «Оставшиеся в живых», напрашивается тут сама собой. Структура романа только подчеркивает это сходство. Как и серии «Lost», каждая глава разбита на две части: в одной Дубинянская показывает, что делает герой здесь и сейчас, в другой — рассказывает о каком-то эпизоде из его прошлого, позволяющем лучше понять мотивы поступков. Приведу еще одну, менее очевидную параллель — с «Мостом короля Людовика Святого», лучшим романом Пулитцеровского лауреата Торнтона Уайлдера. Если помните, Уайлдер в своей книге пытается ретроспективно разобраться, что общего у героев из разных слоев общества, не знакомых друг с другом лично, которых погребли под собой развалины рухнувшего моста. История почти детективная — в «Пансионате» отчасти используется тот же прием. Правда, Дубинянская щедро разбрасывает подсказки: в истории каждого из ее персонажей рефреном звучит фраза «слишком много людей» — и страх оказаться на проверку «таким, как все». Или НЕ таким, как все. Эта подростковая рефлексия связывает всех выживших — независимо от того, какое место они занимали в прежней, докатастрофической жизни. Кстати, любопытно, что среди героев «Пансионата» нет ни одного пролетария «от станка», ни одного человека с уголовным прошлым и/или представителя правоохранительных структур. То ли такие фигуры неприятны автору, то ли просто неинтересны — но слепок социума получился заведомо искаженным, неточным, с очевидным перекосом в пользу «среднего класса».
Однако единственное, что в этом романе действительно ни к селу ни к городу, так это научно-фантастическое обрамление: новостные экраны, детские питомники (привет братьям Стругацким с их интернатами!), реформированная система образования... Чтобы поступать так, как они поступают, и думать так, как они думают, героям совсем не обязательно быть людьми будущего. Они — точно такие же как мы, узнаваемые и живые, не похожие на картонных суперменистых дуболомов «постапа», и в этом главная сила романа Яны Дубинянской. Можно ведь раскрыть эту тему и вот так — были бы талант да желание. [ Згорнути рецензію ]
|
17.10.2013
Автор рецензії: Алекс Громов
(джерело:
afisha.mail.ru)
Роман известного прозаика, лауреата престижных литературных премий начинается с того, что к загородному пансионату подъезжает автобус, а в нем — разношерстная компания, от ролевиков и студентов до пожилых дам и знаменитого писателя. Скоро выясняется, что отдыхающие прибыли в слегка обшарпанную обитель с ненавязчивым сервисом не на месяц, а навсегда, потому что земная цивилизация погибла. Важное место в книге занимает философское осмысление этой катастрофы в сочетании с личными катастрофами героев. Однако постепенно у некоторых возникает сомнение в реальности глобальной беды. Но чтобы проверить ... [ Показати всю рецензію ]
это, придется покинуть безопасное убежище... [ Згорнути рецензію ]
|
17.10.2013
Автор рецензії: Алекс Громов
(джерело:
Москва-инфо)
Роман одной из самых изысканных русскоязычных писательниц начинается с того, что в полузаброшенный пансионат приезжает разношерстная группа людей - беременная женщина, молодая пара, семья с детьми, ролевики, японские туристы, пожилые дамы. Постепенно, но достаточно быстро выясняется, что это не столько отдыхающие, сколько последние уцелевшие при гибели цивилизации. В разговорах и поступках проскальзывает ощущение безнадежности: «У писателя немного вещей, но большинство из них явно лишние, избыточные, из предыдущей жизни. Ни к чему теперь парадный костюм, фрак, две пары лакированных туфель, подарочная ... [ Показати всю рецензію ]
трость. Ноутбук. Вынуть из футляра, поставить на письменный стол. Писатель всю жизнь говорил в интервью, что работает не для самовыражения или читательского успеха, а исключительно ради самого процесса. И что теперь?». Но постепенно люди задумываются, действительно ли весь привычный мир погиб? Или они оказались подопытными участниками какого-то грандиозного эксперимента? И начинают в прямом и переносном смысле искать выход. [ Згорнути рецензію ]
|
17.10.2013
Автор рецензії: Анастасия Сосновая
(джерело:
bukabench)
Украинскую писательницу Яну Дубинянскую на просторах СНГ знают все любители фантастики. Ее лаконичный стиль написания неподражаем. Яне удается с тонкостью передавать как дух описанного ей времени, так и характеры героев. Сюжеты всех ее книг отличаются динамизмом и напряженностью, насыщенностью событий и всегда непредсказуемой концовкой.
"Пансионат" — это история людей, которые пережили ужасные личные трагедии. Они знают, что старого мира больше не существует и строят свой последний островок жизни в старом разваливающемся доме где-то на берегу моря. И остается только решить, собираются ли они ... [ Показати всю рецензію ]
спасти мир или предпочитают исчезнуть вместе с ним навеки… [ Згорнути рецензію ]
|
17.10.2013
Автор рецензії: Александра Королева
(джерело:
"Мир фантастики")
В пансионат на берегу моря привозят двадцать восемь очень разных людей — их объединяет только всепланетная катастрофа, после которой они умудрились выжить...
«Пансионат» можно было бы назвать романом-катастрофой, — но это приблизительно то же самое, что отрекомендовать, скажем, «Преступление и наказание» классическим детективом, а «Улитку на склоне» — постапокалипсисом. Потому что это книга, которая только притворяется романом-катастрофой. Притворяется, надо сказать, очень долго, лишь к середине романа начиная мало-помалу намекать, что не всё так просто. А когда сюжет делает неожиданный, хотя ... [ Показати всю рецензію ]
и «не первой свежести» кульбит — намекать, что всё ещё сложнее. К финалу читатель запутается окончательно, но самое главное — у него не будет ощущения, что его обманули, как это часто бывает в книгах, построенных по принципу «а на самом деле мир устроен совсем не так» (этот ход настолько избит и банален, что попал даже в знаменитый «Словарь юного графомана», опубликованный Брюсом Стерлингом). И дело даже не в том, что мир «Пансионата» устроен каким-то третьим образом, а в том, что это, по сути, оказывается не так уж и важно. На этом рассказ о сюжете стоит прекратить, чтобы не удариться в спойлеры.
Внимание автора сосредоточено не столько на истории вокруг загадочного «синтез-прогрессора» (эта линия явно навеяна фобией Большого адронного коллайдера), сколько на людях, волей случая оказавшихся в одном пансионате, на их характерах, чувствах и отношениях. Автор скрупулёзно описывает каждого персонажа, не боясь, что это замедлит динамику сюжета, ие делит жителей пансионата на главных и второстепенных героев — и добивается того, что абсолютно все эти двадцать восемь человек кажутся читателю родными, близкими и понятными. Со всеми своими сложностями, начиная от развода и несчастной любви и заканчивая нелегально протащенной в пансионат собачкой. Компания «олдскульных» ролевиков, беременная женщина и её женатый возлюбленный, стареющий актёр-неудачник, постоянно ссорящиеся молодожёны, одинокие старушки, кучка студентов, из которых один непременно гик, маленькая странная девочка — персонажи получились вполне живыми, и заметно, что автор их любит такими, какие они есть. С другой стороны, подобные «якобы случайные» компании обожают сколачивать авторы триллеров, и кое-какие обязательные роли повторяются из книги в книгу. Скажем, маститый писатель, неформальный лидер маленького сообщества, встречается у Кинга и не только у него. Или непременные дети, которые видят и знают больше, чем взрослые. И, конечно, «инсайдер», который может многое рассказать о том, что произошло, — здесь это японский физик, работавший в проекте «синтез-прогрессора».
Мир, в котором герои жили до «катастрофы», набросан небрежными штрихами, глобальной картины мы не видим. И хоть дата не названа, ясно, что это относительно недалёкое будущее, причём такое, в которое не очень хочется попасть. Здесь детей с младенчества забирают у родителей и воспитывают в «питомниках», а виновной в изнасиловании признают жертву из-за «виктимного поведения»; студенты получают образование только благодаря взносам родителей в «образовательный тотализатор», а литература переродилась в никому не нужную сетевую графоманию... В общем, когда в одной из интерлюдий романа появляется вопрос: «Почему вы бы хотели уничтожить человечество?», ответы на него находятся вполне резонные.
Правда, в стилистическом отношении текст неровен. Не обошлось без странных ляпов (например, довольно часто встречающихся в современных текстах калек с английского). Но, несмотря на это, «Пансионат» читается с неослабевающим интересом — до самого финала, который можно трактовать по-разному, но именно своей неоднозначностью он и ценен. В целом, кажется, мы имеем дело с самым зрелым на сегодняшний день романом Яны Дубинянской, лишённом глянцевой легковесности многих её предыдущих текстов.
Странный роман, который интересно читать, но разгадать с первого раза вряд ли получится. А в современной русской фантастике слишком мало книг, которые хочется перечитывать, так что это дополнительное достоинство «Пансионата». [ Згорнути рецензію ]
|
|
|
|