16.03.2012
Рецензія на книжку:
О.Апальков, Єрьоменко Володимир, Левченко Сергій, Крижановський Юрій. "Склянка Часу*Zeitglas",№58 : літературно-мистецький журнал
(Переклад:
Апальков Олександр, Хомутина Хельга)
В 56 номере журнала «Склянка часу» опубликован рассказ Александра Волкова «Ляша, домой!», а уже в следующем, 57-м, появились критические отзывы. Не то, чтобы разгромные, но достаточно негативные. Точнее, два отзыва. Читатели сетуют: встречается, дескать, в рассказе неудобоваримое описание отдельных поступков и присутствует куча ненужных слов, которые лишь запутывают читателя. Понятно, у каждого свое мнение. И в этом нет ничего удивительного. Там, где один читатель видит многословие и пустоту вместо смысла, другой - обнаруживает отчетливую авторскую мысль, логику и добротную художественную реализацию.
На мой взгляд, в этом рассказе точно прослеживаются причинно-следственные связи. Каждый поступок, который мы совершаем, начиная с младых ногтей, подобен сколу гранита под рукой скульптора. То, что остается от гранитной глыбы лет эдак через 30, это и есть объемный портрет нашего характера.
На первый взгляд глупая, бестолковая толкотня вокруг абрикосового дерева, купание в грязной луже, небезопасные велосипедные наскоки на заросли сирени – все это обычные мальчишеские игры. Так и есть. Но именно они, эти игры, формируют характер, прививают навыки, которые потом, во взрослой жизни, будут определять степень отваги или трусости, меру ответственности или безалаберности, готовность помочь ближнему или полное равнодушие ко всем.
Ляша ничем непримечательный школьник. Но он постоянно делает чуть больше, чем другие. Протаптывает дорожку для одноклассников посреди непролазной грязи, прыгает с ветки, которая расположена так высоко, что никто из класса не осмеливается прыгнуть. В результате он оказывается в положении изгоя, потому что не такой, как все. Он смешон и нелеп. Его не боятся. Поэтому он не лидер. И для тогдашнего школьного окружения никакой ценности представлять не может. За что Ляшу уважать, если нет необходимости его бояться? Однако психологи утверждают, что именно те дети, которые в детстве не являлись лидерами, а были принижаемы и гонимы, во взрослой жизни становятся лидерами. Как говорится, за одного битого – двух небитых дают. Умение преодолевать и, что более важно, терпеть, оказывается незаменимым качеством, которое у детских лидеров не формируется и, следовательно, отсутствует в зрелом возрасте.
Александр Волков с искренним сочувствием вырисовывает своих героев, ясно показывает, что все в этой жизни неспроста. Как, например, мелкий камешек на склоне, может сдвинуть огромные массы в виде снежной лавины, так же незначительный детский штрих-поступок способен в будущем подвигнуть человека на нечто значительное, в том числе и на подвиг.
Ляша знаковый персонаж в этой истории, но не главный. Главный же герой Евгений Перминов предстает в рассказе человеком, судьба которого, взметнувшись яркой ракетой, начала стремительно падать и гаснуть. Совсем пропадает человек, проваливается в пустоту, не находя опоры. И тут встреча-спасение с преуспевающим Ляшей. Встреча отчасти случайная, отчасти закономерная. Закономерная, потому что ничто не пропадает и не исчезает бесследно в этой жизни. И добро, и зло. Все возвращается, только, возможно, в несколько иной форме и в других количествах.
Виктор Лановенко
(Джерело:
Коментар)
|