21.03.2012
Рецензія на книжку:
Пушенко Наталія, Апальков Олександр, вступна стаття.. Коло бажань
Наталья Пушенко, «Коло бажань»,52 стр., изд.Склянка Часу, Канев 2003.
Сама Наталья Пушенко считает состоявшимися только произведения, написанные ею после 1993 года. Может быть, и справедливо. Именно после распада той страны, в которой складывалась её натура. Натура человека красивого, зоркого, сильного и доброго. Человека в стиле социалистического оптимизма...
Но годы шли. Пронеслись над нашей общей Родиной такие ветры событий, что трагикам впору завопить о смерти оптимизма...
Наталья же Пушенко, напротив – утверждает оптимистические каноны ценности жизни, не глядя ни на что.
«Ты пришел из какого-то летнего дня.
Как туман на рассвете чужая душа.
Ты в мою заглянул не спеша,
Улыбнулся, и я поняла:
Ты – судьба».
Произведения ни в коем случае не преподносят нам просто добротно написанную поэзию или прозу малых форм... Но, в удивительно сжатой форме выказывают талант автора. Пушенко – склонность к идиллике реального импрессионизма нашей жизни. Предложенное ею отражает чудо любви. Зачастую в преломленном свете ассоциаций и параллельных парадигм... И, конечно же, трагизм отчаяния, так ловко прячущийся за внешним блеском иронии её главных персонажей, её тез и антитез.
«Я горю интересом,
чтобы все испытать.
Все, что наши страсти
Заставляют нас делать.
Для меня мгновение – вечность».
Особенно удачно описан суррогат панорамы досуга «незалежних» согоминоидов. В жизнеутверждающей манере, которую так несправедливо рано отбросили нетерпеливые литературные «бомондцы» Киева и прочих городов-миллионников. Живя в захолустном Каневе, Наталья Пушенко не тонет в поисках измышлизмов. Не выдалбливает более богатых сюжетных конфликтов за рамками провинциальной жизни. И в этом её сила. Если в капле росы отражается мир, почему же в провинции не отразится вся страна...
«Одиночеством взята я в плен.
Приглашенья мужчин провести с ними вечер,
Обещанья, слова. Отсутствие денег.
Возьмите тело, не троньте сердца».
Идолы, вурдалаки, мифы и глобальные катастрофы оставляют её хладнокровной. Но страсти между им и ею – вот тот Дамоклов меч, который не даёт покоя её дарованию.
«Возьми меня, сломай меня,
Истязай меня...
Все для меня будет интересным,
Я горю интересом, чтобы все испытать».
Она предпочитает случайности и импрессии. Держится порой и за нейтралитет живописуемого эффекта. Фотографически отчеканивая рифмованное или не рифмованное
впечатление. Она, как бы, разукрупняет мотивы. Мотивы пристрастия, страсти, страха не осуществившейся или срывающейся в пропасть любви...
«Необъяснимо сложный,
Шершавый весь и острый,
С большим запасом шарма,
Он сплошь весь ненадежный».
Менталитет связывает её с её малой родиной. Душа – не связывает, душит в объятиях того, другого, наделённым только одним менталитетом. Менталом. И приходится ей менять своё лицо на отражённое в зеркале. Или – вообще – на отражение. «...На мене він дивиться крізь дзеркала. Інша жінка в іншому світі. Тільки дивитись.Там час застиг...»
Наталью Пушенко не загнал в угол ни поздний модернизм Забужко, ни скользкая плаксивость Саган. Её творениям свойственны сомнения, индифферентность, нерешительность и неуверенность. Духовная экипировка современного служителя муз. Её творчество резко и броско. В тоже время – ясно и чётко задумано. Порой настолько качественно исполнено, что воспринимается уникальным интеллектуальным и душевным SOS-продуктом. В результате – читатель получает виртуозный эскиз. Поэтический релятивизм нашей неустроенной, порой дикой до отчаяния жизни.
Но, жить от таких чтений хочется!
Александр Апальков
(Джерело:
Літературно-мистецький журнал "Склянка Часу*Zeitglas", №27)
|