18.07.2013
Рецензія на книжку:
Вдовиченко Галина. Купальниця : роман
Жемчужина из навоза [Галина Вдовиченко «Купальниця»]
Автор: Галина Вдовиченко
Название: «Купальниця»
Язык: украинский
Жанр: социальная мелодрама
Издательство: Х: «Клуб сімейного дозвілля», 2012
Объем: 240 с.
Оценка: 3*
Где купить: сеть магазинов «Книгарня «Є», book-ye.com
В конце мая в рамках Книжного Арсенала состоялся круглый стол, посвященный проблеме неструктурированности современной украинской литературы. Я был модератором этого мероприятия, да и тема беседы — «Какого ты роста? «Сучукрлит» между высокими и низкими жанрами», — организованной под эгидой издательства Laurus, была придумана мной. Хотелось выяснить, как относятся к сложившейся ситуации писатели, принадлежащие к разным литературным нишам: с одной стороны, Лада Лузина, Андрей Кокотюха, Владимир Ешкилев, с другой — Юрий Издрык и Андрей Бондарь. Результат оказался в высшей степени характерным. Адепты немассовой литературы, дабы не обидеть коллег, высказывались с максимальным тактом. Представители коммерческой, напротив, были довольно категоричны: они считали, что проблема надуманна и несущественна.
Если бы Галина Вдовиченко была англоязычной писательницей, ее романы стояли бы на полках рядом с книгами Элизабет Беверли и Софи Кинселлы. Если бы русской — по соседству с томиками Екатерины Вильмонт и Анны Малышевой. Но поскольку Вдовиченко автор украинский, рядом с ней — не только на полках, но и в списках финалистов литературных премий — запросто оказываются Издрык и Жадан, Забужко и Матиос, Сняданко и Малярчук. «Высокой» отечественной литературы так мало, что ее функции берет на себя низовая. И стоит ли пенять читателям, что они не отличают зерна от плевел, если этого не в состоянии сделать даже отечественные критики?
Любопытно, что «Купальниця», как и вышедший с ней почти одновременно «Російський сюжет» Евгении Кононенко (см. предыдущий книжный обзор), — тоже является вариацией на тему классики. Взяв за основу драйзеровскую «Сестру Керри», Вдовиченко сочинила сказку о современной украинской Золушке, превращающейся в прекрасную и знаменитую принцессу. История получилась вполне удивительной: поверить в то, что серая троечница из депрессивного поселка, к своим 17 годам прочитавшая одну-единственную книгу, перебравшись сначала в Киев, а потом во Львов, внезапно проявит целую прорву разнообразных талантов — деловых, любовных, педагогических, актерских, общечеловеческих — можно только при очень большом желании. Впрочем, ничуть не проще поверить, что украинский фильм с новоявленной дивой получит кучу «оскаров» — именно такой приятный экскурс в будущее Вдовиченко предлагает читателю в эпилоге.
«Купальниця» четко ориентирована на конкретную целевую аудиторию. Мне бесконечно трудно представить себе мужчину, который бы по собственной воле взялся прочесть это специализированное дамское сочинение, зато для амбициозных провинциалок, желающих сделать столичную карьеру на культурной ниве, и их заботливых мам этот роман должен стать настольной книгой. Не слишком удивлюсь, если «Купальниця» так же выведет Вдовиченко в финал «Книги года Би-би-си», как в 2011-м это сделала несколько более симпатичная «Бора». Ведущие украинские писатели в этом году крупной прозой пока не отметились. Благодаря этому у всех остальных может появиться дополнительный шанс.
Юрий Володарский
Юрий Володарский
(Джерело:
Еженедельник 2000)
|