29.10.2014
Рецензія на книжку:
Л.Денисенко. Сарабанда банди Сари : роман
Еврейский разгром [Лариса Денисенко, «Сарабанда банди Сари»]
Автор: Лариса Денисенко
Название: «Сарабанда банди Сари»
Жанр: семейная комедия
Язык: украинский
Издательство: К.: Нора-друк, 2008
Объем: 240 с.
Оценка: 4*
Где купить: сеть магазинов «Книгарня «Є», www.book-ye.com
Живет себе молодой человек Павел Дудник, пописывает рекламные тексты и статейки для географических журналов. Когда-то Павел был неудачно женат на девушке Инне, зато теперь счастливо и взаимно влюблен в девушку Сару. У Сары Полонской масса достоинств, среди которых мягкий характер, веселый нрав, кудрявые волосы и большие сиськи. Именно сиськи, а не грудь: рассказывая игривые истории, Денисенко предпочитает пользоваться просторечной лексикой. Звучит это приблизительно так: «А ще вона була надзвичайно цицьката. Одного разу в жіночому туалеті вона спробувала поставити дві філіжанки з водою на свої цицьки, але облилася. Ха-ха-ха!»
«В «Сарабанде» таких вот «ха-ха-ха» предостаточно — по жанру это почти чистая комедия. И действие в ней развивается по приличествующим комедии законам. Когда «цицьката» Сара отправляется в командировку в далекую Мексику, в такую глушь, где даже не работает мобильная связь (это ж куда нужно забраться в нынешние времена, чтобы тебя не могли найти!), квартира Павла подвергается набегу ее шумных родственников, которым потребовался приют на время ремонта. Не лишним будет уточнить: еврейских родственников. Повышающий степень комичности национальный колорит играет здесь не последнюю роль.
Итак, в кабинете Павла без малейшего стеснения поселяется дядюшка Сары Геннадий Станиславович Полонский по кличке Гестапо (Ге-Ста-По, догадались?), а спальню узурпирует его 12-летний не по годам развязный сынуля Эмиль. Как мальчик из порядочной еврейской семьи он занимается музыкой и считается будущим гением. Дабы снискать лавры Рихтера и Ван Клиберна, усердный Милик штудирует на дудниковском немецком пианино R. Yors & Kallmann одну и ту же пьесу — партию фортепиано из «Сарабанды» для струнного оркестра и фортепиано Георга Фридриха Генделя. Эту композицию бедному Павлу придется слушать десятки раз на дню.
«Сарабанду банди Сари» легко превратить в сценарий для ситкома, наподобие каких-нибудь «Папиных дочек» или «Счастливы вместе». Почти все действие происходит в одной и той же квартире. Как основные, так и второстепенные персонажи романа, — изрядные чудаки. Большую часть книги занимают диалоги. Они, правда, приведены в несколько странной авторской редакции, нарушающей правила пунктуации, но если их переписать в обычном виде, у актеров вопросов не возникнет.
Вопросы пока что возникают у некоторых критиков. Денисенко явно хотела, чтобы ее комедия была не просто досужим развлечением, однако попытка запрячь в одну телегу коня и трепетную лань, то есть приделать к юмористической книге драматический финал, выглядит несколько искусственно. Впрочем, писательница нашла неплохой выход из положения: когда драматизм разрастается до пугающих размеров, одна из трагических историй оказывается не более чем очередной выдумкой неугомонного Эмиля Полонского.
В прошлом году «Сарабанда банди Сари» была признана лучшей книгой в номинации «Беллетристика» по версии журнала «Корреспондент». С одной стороны, честь и хвала Ларисе Денисенко, не первый раз побеждающей в этом конкурсе. С другой, если титул лучшего романа достается книге легкого жанра, значит, ситуация в отечественной художественной литературе не слишком-то хороша.
Юрій Володарський
(Джерело:
Еженедельник 2000)
|