19.03.2015
Рецензія на книжку:
Крим Анатолій. Украинская каб(б)ала : роман
Это сатирическо-фантастическая история приключений Тараса Шевченко, который попадает в Украину в начале... 2014 года, где Кобзаря ожидает немало сюрпризов. Анатолий Крым — мастер лихо закручивать сюжет, в его произведениях юмор и драма сплетаются в причудливый клубок. Кроме этого, поводом пообщаться с писателем и драматургом стала его последняя премьеры в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра — спектакль «Женская логика», а также в Николаеве — «Письмо Богу», «Левушка» и «Постель брать будем», в Запорожье — «Жажда экстрима», поставленные разными режиссерами по пьесам А. Крыма. Следует заметить, что Анатолия Исааковича можно назвать рекордсменом среди современных драматургов. Практически в каждом украинском театре идут спектакли, поставленные по его пьесам. Иностранные режиссеры тоже проявляют интерес к творчеству А. Крыма — по его сценариям снимаются фильмы и сериалы...
— «Украинская каб(б)ала», которую выпустило харьковское издательство «Клуб Семейного Досуга», отличается от того, что вышло ранее в издательстве «Склянка часу»?
— Роман я закончил летом 2013 года. С трудом нашел издательство, в котором руководство согласилось напечатать мое произведение со «скандальной темой», как его называли менеджеры, прочитав рукопись. Лишь в «Склянці часу» директор издательства Александр Апальков рискнул напечатать «Украинскую каб(б)алу». Книга вышла в непростой период — начался Майдан. Тираж был небольшой, и он очень быстро разошелся. Ныне харьковское издательство «Клуб Семейного Досуга» решило издать роман большим тиражом.
— Анатолий Исаакович, вы писали роман накануне юбилея Шевченко, но Майдан, аннексия Крыма, а теперь АТО на востоке Украины изменили нас всех. На ваш взгляд, если бы сейчас вы писали книгу, она бы в корне отличалась?
— Я не писал роман к юбилею. Он был задуман давно, писать его начал летом 2011 года, а через два года поставил последнюю точку. Не думаю, что сегодня я что-либо изменил бы в романе. Он не о событиях, а о нас. Конечно, после кровавых событий на Майдане, сообщений из зоны АТО, где ежедневно гибнут люди, мы изменились. Но что изменилось в стране? Никто не наказан ни за расстрел Небесной Сотни, ни за коррупцию, ни за измену национальным интересам. В парламенте — «боевые друзья» Януковича, на своих местах и олигархи, и чиновники, да и новую власть с очень большой натяжкой можно назвать «новой».
— В «Украинской каб(б)але» произошло чудо, и Кобзарь оказался в современном Киеве. Давайте пофантазируем: если бы Тарас Григорьевич встал и прошелся по нашей столице, увидел нас сегодняшних, на ваш взгляд, он бы порадовался или огорчился?
— В романе я описал реакцию Шевченко на современность до Майдана. Мне кажется, что люди стали внутренне более свободными, но хамство, жадность, трусость никуда не исчезли. Стало ли общество другим? Всмотритесь в лица наших парламентариев. Это наше зеркало, которое и даст вам ответ.
— Библейский Моисей водил еврейский народ 40 лет по пустыне. Украина как независимое государство отметила 23-ю годовщину. Получается, что половина людей нашей страны проснулась и вышла на Майдан, а другая половина словно спит летаргическим сном и ностальгирует за бывшим СССР. Может, поэтому в Донецкой и Луганской областях стали популярными идеи «русского мира»?
— У нас, к сожалению, нет сегодня ни пророков, ни лидеров, за которыми пойдет большинство украинцев. Да, молодежь более активная и патриотичная, первая, поднявшаяся за европейские принципы. Если вы помните, первыми пострадавшими на Майдане были студенты. Когда начались боевые действия на востоке, свое мужество показали не только кадровые военные, но и бойцы Национальной гвардии, и добровольческих батальонов, не служившие в армии, возродилось волонтерское движение. Это, конечно, огромные изменения... А что же касается Моисея... В моем романе на аналогичный вопрос один из героев уточняет, что Моисей шел вместе с народом, сбивая ноги в кровь, преодолевая весь путь пешком, а не во главе толпы на лимузине или в карете. Так что с вождями у нас некоторый дефицит. Десять лет назад, во время оранжевой революции, люди вышли на Майдан, но очередной «мессия» оказался провинциальным хозяйчиком, которых так не любил Тарас Григорьевич. Да и сейчас, после Революции Достоинства, люди не понимают, ради чего погибла Небесная Сотня. За то, что одних функционеров заменили другими?
— Получается, что прав Бисмарк: «Революцию делают романтики, а ее плодами пользуются циники»...
— Расхожие фразы набивают оскомину, но эти слова не теряют своей актуальности. К огромному нашему сожалению...
— Вы — один из самых популярных драматургов, чьи пьесы ставят не только в Украине, но и за рубежом. Последняя премьера состоялась в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. Спектакль «Женская логика» поставила молодой режиссер Тамара Антропова, ученица Эдуарда Митницкого. Зрители очень тепло приняли эту комедию, а вам как автору спектакль понравился?
— Эдуард Маркович не просто режиссер высокого класса, но и великолепный педагог. Митницкий дает своим ученикам площадку для эксперимента и проявления своей творческой фантазии. Можно говорить о «Школе Митницкого», из которой вышло уже несколько поколений интересных режиссеров. Пьеса «Женская логика» — это бытовая комедия, написанная мною давно. Но Тамара Антропова нашла любопытную гротескную форму и очень задорно посмеивается над предложенной ситуацией.
— Расскажите, какие ваши пьесы были поставлены в этом году в других театрах?
— Недавно я приехал из Болгарии, где состоялась премьера грустной комедии «Постель брать будем?» (спектакль назвали «Брудершафт»), в которой блистал корифей болгарского театра Васил Михайлов. В ноябре в Запорожском театре им. В. Магара поставили «Жажду экстрима», а на днях я приехал из Николаева, где в Украинском академическом театре драмы и музыкальной комедии состоялось сразу несколько премьер по моим произведениям. Это комедия «Постель брать будем», также «Письмо Богу» и «Левушка», уже знакомые киевскому зрителю. В Николаеве меня поразила публика, которую театр воспитывал два десятилетия. Посреди мрачной зимы, с плохо освещенными улицами, я был свидетелем праздника, где дамы щеголяли в вечерних платьях и туфлях на каблуках, а мужчины при галстуках. Любят люди театр, хотя украинская власть его в упор не замечает...
Сегодня политики и державные мужи забывают о том, что страну без развитой культуры, искусства, без европейски образованного молодого поколения, знающего мировую и национальную классику, мы не построим. А может, и не знают, как это делать. Вот слышу, что «новая прогрессивная» киевская власть собирается за 100 млн гривен внедрить в метро wi-fi. Я, конечно, сторонник прогресса, но нужен ли сегодня киевлянину Интернет на 20-минутном отрезке своего путешествия в метрополитене? Может, на эти деньги достроить здание Театра на Подоле и открыть, наконец, пускай небольшие, театры на Троещине, Виноградаре, Оболони? Ста миллионов хватит.
— В конце ноября в Киеве прошел фестиваль «Неделя актуальной пьесы», задача которого — поддерживать и развивать современную украинскую драматургию. Но критики постоянно говорят, что сегодня театрам не хватает пьес на современную тематику. Вы следите за работой своих молодых коллег?
— Постоянно ощущаю цейтнот времени. Даже свои пьесы, поставленные в разных театрах, не всегда успеваю посмотреть. Но критики во все времена, с момента появления театра, стенали на дефицит пьес. Каждая историческая эпоха оставляет два-три имени драматургов и полдюжины пьес. Время само отберет пьесы и драматургов, которые и будут представлять период, в котором мы сейчас живем. Площадкой для новинок должны стать театральные фестивали. Есть интересные пьесы, с которыми я познакомился на фестивалях в Кишиневе, Херсоне и других городах. Есть пьесы у молодых, которые театры, к сожалению, пока не замечают. Могу назвать одно имя — Вера Маковей. Запомните его. Я убежден, что у этого молодого драматурга очень большое будущее. К сожалению, наша столица не может похвастаться масштабным театральным форумом, чтобы на нем свои лучшие и резонансные постановки показывали коллективы из разных городов Украины, и если все озаботились грядущими реформами, то я бы начал их со сферы культуры. С театров, филармоний, симфонических оркестров. Потому что реформы под силу людям просвещенным и духовно богатым.
СПРАВКА «Дня»:
Анатолий Крым — прозаик, драматург, сценарист. Родился в 1946 г. в Виннице. Окончил Московский литературный институт им. М. Горького (мастерская В. Розова). Автор несколько книг прозы и 10 пьес. По его сценариям сняты фильмы «Возвращение блудного мужа», «Жажда экстрима», «Квартет для двоих» и др. Заслуженный деятель искусств Украины, лауреат международных литературных премий. Живет и работает в Киеве.
Татьяна ПОЛИЩУК
(Джерело:
газета «День»)
|