14.10.2016
Рецензія на книжку:
А.Спірідончева. Афродита. Жіноча еротична поезія. Античні міфи у сучасній обробці : поеми
В издательстве «Саммит-Книга» вышла новая книжка Антонины Спиридончевой «Афродита. Жіноча еротична поезія. Античні міфи в сучасній обробці». Значок 18+ сразу настраивает читателя на жесткую эротику на грани сами знаете чего. Признаюсь, открывала я книгу с опаской. Эротика — дело тонкое, стоит чуть пересолить, и сразу на ум приходит другой термин.
Но открыла — и с приятным удивлением дочитала до конца. Древнегреческие мифы практически неисчерпаемы. Олимпийская Афродита — пожалуй, самый манкий женский образ, окутанный магией и тайной. Богиня любви и красоты пригоршнями рассыпала в мировой живописи и литературе отражения своих ликов, деяний и страстей.
Начинается книга Антонины Спиридончевой со стихотворения «Рождение Афродиты». Боттичелиевская Венера, украшающая обложку, иллюстрирует и это стихотворение. Родившаяся из пены морской, Афродита-Венера доплыла в раковине до Кипра, где и вышла на берег во всей обнаженной красе. И прозвали ее там Кипридой, покровительницей мореплавателей. Прошли века, и она стала олимпийской богиней эротической любви, красоты и очарования.
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына», — всем известное начало «Илиады» Гомера, эпической поэмы об осаде и гибели Трои. А виновница войны — Афродита, пообещавшая троянцу Парису прекраснейщую из земных женщин Елену, жену спартанского царя Менелая. Любовь Елены — всего лищь за то, что Парис публично признает ее, Афродиту, красивейшей из олимпийских богинь, оставив Афину и Геру без яблока первенства...
Поэтесса Спиридончева красочно описывает эту щекотливую ситуацию в стихотворении «Яблоко Афродиты».
В книге автора Афродита — живая, страстная, коварная, неверная, нежная, безжалостная красавица, которой не свойственна олимпийская невозмутимость. И этот авторский образ приближает читателя к неразгаданному феномену Древней Греции. В те мифологические времена не было такого разделения: люди — отдельно, боги — отдельно. Все было гораздо демократичней. Афродита могла влюбиться и в бога, и в смертного. И в результате нарожать многочисленных детей на радость будущим поколениям греков и римлян, а также художникам и поэтам эпохи европейского Возрождения.
Антонина Спиридончева работала над книгой об Афродите пять лет. Сумасбродная богиня проникла не только в «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, но и в «Теогонию» Гесиода, в трагедии древнегреческих драматургов, а также великих римских поэтов Овидия, Горация и Вергилия, не говоря уже о европейском Возрождении, Просвещении и далее: от романтизма до модернизма. Весь этот огромный пласт литературы и искусства автору нужно было не только освежить в памяти, но и глубоко прочувствовать.
В Троянской войне Афродита проявляет себя как любящая мать, поддерживая троянцев. Ведь ее сын Эней, рожденный от героя Анхиса, — троянский воин. И она как олимпийская богиня знает, что ему предначертано после падения Трои добраться до Италии, основать там город Лавинию и стать божественным предком Юлия Цезаря.
В поэтическом триптихе «Золотая сетка Гефеста» Антонина Спиридончева предельно чувственно живописует один из самых ярких и драматических эпизодов из мифологии Афродиты. Повзрослевшая богиня — супруга бога огня и кузнечного ремесла, хромоногого Гефеста, которому она с присущим ей пылом изменяет. И с кем? С богом войны Аресом. Пожалуй, в этом триптихе — квинтэссенция эротизма поэзии Спиридончевой.
Первоисточник мифа — неисчерпаемый Гомер. В «Одиссее» (песнь VIII) великий аэд напел, как искусный Гефест выковал тончайшую золотую сеть, накрывшую и запутавшую Афродиту и Ареса во время любовного соития. Оскорбленный Гефест не только поймал неверную богиню «на горячем», но и выставил парочку на посмешище перед всеми олимпийскими богами.
І Зевс, що не знає точно,
Чи він для красуні батько,
Свій погляд об неї точить
І збуджується украдьки...
Мовчить Афродита, думає:
«Приперлися з голодухи
Погратись чужими струнами
Герої ці слабодухі...
Дивитись на жінку голу,
Притягнуті, мов магнітом,
Злетілись із гір і долу
Усі блядуни Олімпу!»
Но назло мужу Гефесту Афродита всё-таки родила от Ареса пятерых детей: Гармонию, Эроса, Антероса, Фобоса и Деймоса. На этом Афродита не успокоилась и сошлась с вестником олимпийских богов Гермесом. Тайным плодом их короткой, но страстной любви стал двуполый Гермафродит.
Впрочем, она и Посейдону родила двух сыновей: Рода и Герофила. И уж конечно, не смогла Афродита устоять перед божественным соблазнителем Дионисом — и родила от него Приапа, несчастного ребенка с огромными гениталиями. Так Гера, супруга Зевса, наказала влюбчивую Афродиту за ее неразборчивость в связях. У Геры, впрочем, была личная причина. Ее муж Зевс, предполагаемый отец Афродиты, тоже не был равнодушен к чарам богини любви.
Вот какую безбашенную героиню выбрала Антонина Спиридончева! В стихотворении «Афродита в купальне Адониса» поэтесса рассказывает о трагической связи Афродиты с финикийским юношей Адонисом. Арес из ревности расправился с Адонисом, оборотившись диким вепрем и поразив его насмерть на охоте. Из капель крови юноши выросли прекрасные анемоны.
Обсипало схили гірські — в квіточках анемоні
Пророслі душа і кохання Адоніса, врода...
Глядить Афродита: мільйони, звабливі мільйони
Бузкових Адонісів — всюди, тому завжди поряд.
К мифу о любви Адониса и Афродиты часто обращались великие художники Возрождения, особенно венецианской школы: Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Веронезе.
Постоянным атрибутом Афродиты, о чем не забывает поэтесса Спиридончева, был пояс богини. Именно в нем скрыта тайна ее любовной магии.
Олимпийцы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью — творить любовь. Но однажды Афина застала ее за прялкой и пригрозила последствиями. Афродита покаялась и с тех пор не прикасалась больше ни к какой работе.
В античном искусстве Афродиту изображали женщиной в расцвете сил и красоты. Чтобы избежать примет возраста и быть вечно юной, Афродита, утомленная бурной любвеобильной жизнью, возвращается на Кипр и бросается в море. После омовения она выходит на берег юной девственницей.
Стихотворение так и называется: «Возвращение девственности» («Повернення цноти»). Им и заканчивается книга Антонины Спиридончевой об Афродите и ее возлюбленных богах и героях.
Лишивши минуле у пінистих водах,
Дозволивши хвилям і судно розбити,
Всміхається, сонячним сяйвом облита,
Богиня кохання, яка від природи
Собі повертає і цноту, і вроду.
Прекрасна любов — Золота Афродита.
Эту книгу, великолепно иллюстрированную репродукциями классических живописцев, можно смело рекомендовать старшеклассникам для первичного знакомства с античной мифологией. Отличное владение поэтическим украинским языком, образованность и эмоциональная утонченность автора, несомненно, привлекут внимание читателей и критиков к новой поэтической книге Антонины Спиридончевой «Афродита».
Ирина Карпинос
(Джерело:
Фраза.юа)
|