07.10.2020
Рецензія на книжку:
Апальков Олександр. Прогулка, свадьба и любовь : міні-роман
«МНОГОСЛОЙНАЯ» ПОВЕСТЬ
Александр АПАЛЬКОВ. «Прогулка, свадьба и любовь».— Канів: Склянка часу, 2020.
(публикация журнала «Радуга» №7-9, 2020-10-07
Дорогой читатель, а не хотели бы вы запросто побеседовать с Нестором писателем забытым, о котором знают, по сути, почти ис- Кукольником — ключительно историки литературы? И не просто побеседовать, а погрузиться в то время, когда творили Пушкин, Гоголь, Глинка, Брюллов? Почувствовать себя современником этих Мастеров?
Если да, откройте книгу (по жанру я определил бы ее как повесть) нашего современника, известного писателя и издателя Александра Апалькова «Прогулка, свадьба и любовь».
Уверяю, вы не сможете оторваться от этих увлекающих страниц, пока не до- стигнете последней и не скажете: «Жаль, повесть закончилась». И, наверное, согласитесь со мной, что без такой фигуры, как Мефодий Исаевич Тофель (восходящей к купринскому персонажу, на что указывает сам повествователь), трудно было бы устроить свидания с писателями ХІХ века Нестором Кукольником и Александром Струговщиковым!
Струговщиков рассказывает повествователю о дружбе Нестора Кукольника с Карлом Брюлловым и Михаилом Глинкой, об их творческом союзе. Рецензии. Впечатления
А вот Кукольник… С Кукольником повествователь ведет поистине философские (в самом глубинном значении этого слова) беседы! Беседы об искусстве и жизни, о человеческой природе. Нестор Васильевич называет искусство «постом страстей, математикой нравственной, уединением в толпе, борьбой с целым светом, с самим собой» (с. 82). Анализируя взгляды Кукольника, Тофель говорит о «борьбе нравственно-духовного (мужское начало) и подчиненно-инстинктивного (женское начало)» в жизни Кукольника (с. 82–83). А борьбы, по мнению Тофеля, «не должно быть», поскольку «эти начала едины и составляют одну тайну» (с. 82).
С этой точки зрения далеко не случайным представляется упоминание в повести картезианства (с. 95): для учения Рене Декарта характерен последовательный дуализм — разделение мира на протяженную и мыслящую независимые(!) субстанции. В повести картезианство трактуется широко, как принцип: в газетной статье (разумеется, начала и конца статьи нет, и вообще газета «рваная», собственно, это не вся газета, а ее «кусок») говорится о картезианстве древних греков. В связи с этим добавим, что, как известно, Бенедикт Спиноза решал проблему признанием субстанций Декарта атрибутами одной субстанции. И, собственно, Тофель воспроизводит этот подход. это и захватывающая повесть о любви.
Подчеркнем также: книга Апалькова — На одном дыхании прочитывается глава «Моя любовь», и не только она. Любви посвящены самые трепетные, самые волнующие страницы повести!
Так что перед нами? Мистический роман? Историческая повесть? Философский трактат? Литературоведческое исследование? И то, и другое, и третье, и четвертое. Книга многоаспектна, многослойна. Она занимательна и познавательна одновременно. И ждет размышляющего читателя!
Владимир ГЛУЩЕНКО, доктор филологических наук, профессор, г. Славянск Донецкой обл.
Владимир ГЛУЩЕНКО,
(Джерело:
журнал "Радуга", №7-8, 2020)
|