07.12.2023
Рецензія на книжку:
О.Апальков. Нравы города Ка : роман
Вечные нравы вечного города
(о книге Александра Апалькова «Нравы города Ка спустя 10 лет». Канев: Склянка Часу, 2014. 188 с.)
Разные бывают книги. Иную откроешь – не интересно, хотя название привлекательно, а книга издана едва ли не вчера. А бывают другие: на титуле, например, стоит 2014-й год, а написана будто сегодня.
К таким книгам, не колеблясь, отнесу роман Александра Апалькова «Нравы города Ка спустя 10 лет».
Вот несколько цитат. Гражданин Германии Герундий попадает в город Ка, наблюдает жизнь его обитателей и вспоминает дедовы наставления: «– С этим народом, – поучал его ещё дед, тыча в карту пониже Польши, – надо построже. Ибо они не в состоянии сами собою управлять» (с. 106). А чего стоит «причитание» Миши-виноградаря: «Всё худшее, – сжимал он кулаки, – валит из Америки. Так и мучнистые болезни винограда, завезённые торговцами вместе с молодой лозой, сожрали лучшие мои сорта. Так было и во всей Европе в 1847, 1854, 1863 годах. А нас туда тянет…» (с. 79). Можно не соглашаться с персонажем, но ведь злободневно! А «упражнения в сентенциях»? Посмотрите на с. 147 и 148: «–Глупо верить тем, для кого враньё является промыслом, – кипятился Мирон. – Народ наш равнодушный и не учится на трагикомедии собственного города. Не стремится к улучшению нравов и благополучия». В споре с Мироном другой герой, Апайкин, утверждает: «Нет у народа ощущения любви к нему. Посему и самоуправление ему чуждо».
И ещё много чего актуального и интересного найдёт в книге вдумчивый читатель! Это и пресловутый депутатский корпус, и городской голова в сопоставлении с запорожским атаманом, и «оппозиционная» пресса, и «короткие формы словесного творчества НА РУЛОНЕ ТУАЛЕТНОЙ БУМАГИ» (с. 130; мне вспомнилась «Москва 2042» Владимира Войновича), и Ленин-памятник с факелом «под мышкой» (с. 123), и многое другое, что в совокупности представляет собой художественную модель не только определённого города, но и всей страны (тоже вполне определённой).
Всё это злободневно, остроумно, саркастично и свидетельствует о том, что книга большой социальной глубины если и не меняет облика внешнего мира, то, во всяком случае, даёт мощный толчок к его преобразованию.
Владимир ГЛУЩЕНКО,
(Джерело:
журнал "Радуга", №2, 2022)
|