27.04.2011
Рецензія на книжку:
М.Назаренко. Реальность чуда (О книгах Марины и Сергея Дяченко)
Для заядлых читателей и любителей фантастики литературоведческие работы — удовольствие не меньшее, чем собственно сами художественные произведения. Особенно, когда подобные работы написаны не только профессионально, но и бережно по отношению к исследуемым книгам. Монография «Реальность чуда» Михаила Назаренко, киевского литературоведа, критика, писателя, посвящена творчеству одних из лучших украинских фантастов Марины и Сергея Дяченко. Сам факт появления подобной работы знаменателен для украинской фантастики. Да и для отечественного книгоиздания, тем более, что книга издана в очень приятном и удобном формате, на белой качественной бумаге и с красивой обложкой. А что же внутри?
В предисловии автор сам пытается определить направленность своей работы.
«Литературоведение занимается литературой как таковой… Филологии противопоказана оценочность: литературоведы говорят о том, как сделан текст и каково его место в истории, но не о том, хорош ли он. Суть критики в одном: разъяснять читателю, какую книгу следует прочесть немедленно, а какую можно и вообще не раскрывать… Какую книгу я пишу? Наверное, пограничную. Мне всегда было интереснее разбираться в устройстве текста, чем перечислять его достоинства. Но при этом — разве я удержусь от того, чтобы сказать, что мне нравится, а что нет?...»
Несмотря на относительную узость предмета исследования, «Реальность чуда» познавательна не только в контексте творчества Дяченко (хотя будет, конечно, интересна в первую очередь поклонникам этого писательского дуэта): в книгу вошли фрагменты и целые главы, посвященные проблемам творчества как такового, феномену литературного соавторства, различным жанрам фантастики, в частности фэнтези, особенно фэнтези украинской, и многому другому. Вообще, монография стала еще одним подтверждением того, что отечественная фантастика стремится ко все более глубокому осмыслению себя, а это - свидетельство о ее зрелости...
Филологическое исследование часто переходит из сферы «чистой» литературы в плоскость философских размышлений, что, впрочем, нисколько не идет в ущерб книге. Писательство — не умение складывать буквы и фразы, а умение мыслить. Именно об этом монография Михаила Назаренко. В нее вошли главы, посвященные всем вышедшим на 2004 год романам и сборниками Дяченко. В отличие от рецензии, пусть даже самой лучшей, но ограниченной сутью жанра и журнальной площадью, монография позволяет не ознакомиться с, а изучить, хотя бы в первом приближении, творчество писателей.
Начиная разговор о каждом следующем романе, Михаил Назаренко пересказывает основной сюжет для нечитавших. Но им-то как раз, на мой взгляд, книга категорически не рекомендуется. И даже не потому, что такой читатель не сможет оценить по достоинству все рассуждения автора «Реальности чуда», но в первую очередь потому, что в книге масса спойлеров! Конечно, дело не только в сюжетных перипетиях, но когда читатель заранее осведомлен, что «убийца — вахтер», половина усилий писателей, считай, что пропала зря.
О каждой книге Дяченко в монографии приводится максимум информации: история возникновения замысла, написания и издания книги, обзор перекликающихся произведений и т.п. Кроме того, размышления Михаила Назаренко перемежаются с обширными цитатами из разных интервью Марины и Сергея. Как мне кажется, именно эти «интервьюшные» вставки — одновременно и сильное, и слабое место «Реальности чуда». Конечно, они оживляют текст, несут немало полезной информации и раскрывают мнение самих писателей и о своих книгах, и о многом другом. Но с другой стороны, большинство приведенных интервью публиковались в лучших изданиях Украины, неоднократно цитировались и в печати, и в Интернете, а значит, более или менее знакомы постоянным читателям фантастики. И повторение некоторых довольно известных высказываний и мыслей Дяченко довольно утомляет, особенно тогда, когда они составляют основную часть разбора очередного произведения. В этом плане, наверное, наибольшее разочарование связано с главой, посвященной «Пандему». Она почти полностью состоит из послесловия к роману, написанного Михаилом Назаренко в 2002 году.
Но это лишь досадное исключение. «Реальность чуда» написана очень увлекательно и живо. Михаил Назаренко анализирует не только каждый роман сам по себе, но раскапывает смысловые связи и параллели внутри «мира Марины и Сергея Дяченко», и в мире литературы вообще.
«…Не случайно и то, что следующий роман, «Пандем», обращен к человечеству в гораздо большей степени, чем к человеку: маятник качнулся в обратную сторону. Равно как не случайно, что за «Пандемом» последовал фэнтезийный «Варан», который многим обязан «Долине Совести». Как ни оценивай «Долину», без нее не было бы сегодняшних Дяченко . А это важнее всего…»
Несомненно, «Реальность чуда», как опыт многостороннего и глубокого осмысления творчества писателей, станет неотъемлемой частью «завтрашних» Дяченко.
Александра Альтман
(Джерело:
"Реальность фантастики")
|