08.12.2011
Рецензія на книжку:
О.Нікітін. Истеми : роман
Очередное открытие издательства Ad Marginem на просторах бывшей империи – Алексей Никитин, бизнесмен, разработчик каких-то дивных инноваций, it-журналист и писатель, который прославился продажей своих книг на Amazon`е. Его роман «Истеми», ни больше, ни меньше – новое украинское слово в русской литературе.
В центре романа – история о пятерых студентах радиофака Киевского университета, которые от скуки и невостребованности на колхозном сборе ранета придумали увлекательную игру, «стратегию» из области исторической и географической фантастики. Перекроив карту Евразии образца 1984 года на Запорожский каганат, Исламские халифаты, Словенороссию и прочие царства-государства, в надежде на внимание самой красивой однокурсницы, студенты так погрузились в торговлю оружием и сочинение ультиматумов, что не заметили, как привлекли внимание КГБ. Второй пласт истории – двадцать лет спустя – начало нулевых. Время, когда эрудированные физики становятся частными предпринимателями или менеджерами в крупных корпорациях, сидят в Верховной Раде или лежат в психиатрической клинике.
В арсенале Алексея Никитина не так много текстов, но совершенно очевидно, что жанр авантюрного детектива пользуется его особой любовью. Правда, авантюрность – это хоть и мякоть плода литературных трудов писателя, но не его сердцевина. Когда захватывающе разогнавшаяся история каганов и халифов с переломанной судьбой начинает пробуксовывать и сбрасывать обороты, первое ощущение – досада на автора, которому не хватило дыхания на маленькую книжку. Но есть такое излюбленное литературоведами слово – «зазор». Так вот в зазоре между закрученной историей, чем-то напоминающей «Чучхе» Гарроса-Евдокимова, и непонятно откуда взявшимися рассуждениями о том, как братья-мусульмане могут выдавить дядьков с салом и горилкой из Крыма, лежит то, что не позволяет роману развалиться. Вероятно, смысл.
Побег в альтернативную реальность на излёте эпохи застоя уже почти прощается КГБ, но не прощается самой историей. Через двадцать лет невинная шутка, как динамитная лента, подбрасывает в воздух один скелет за другим. И хотя ни великой тайны, ни страшного разоблачения, ни сокровищ на дне морском никому обнаружить не предстоит – игра просто продолжает делить карту и передвигать фишки уже сама по себе. Поколение восьмидесятых, которому достался в руки новый мир, выглядит в романе как лопающиеся пузыри на поверхности кипящей воды. Кто-то не выдержит раньше, кто-то позже, но сохранить себя едва ли удастся хоть одному. И только тени погибших на войне или навсегда застрявших в психушке заставляют с ужасом и тоской оборачиваться назад.
Елена Макеенко
(Джерело:
pro arte)
|