01.02.2012
Рецензія на книжку:
Пасенюк Вячеслав, критичний нарис Олександра Апалькова. Ожидание дождя : стихи
Вот я – недодавленный кацап,
вот я – недоделанный хохол.
Говорю себе – не ссы, пацан,
это не трудней, чем сесть на кол!
Если уж кому и дано “писать-выписывать на белых хрустящих листах”, то с того и спрашивается... Судьбой. А она, как известно, дама с крутым нравом. Кто за нею не идёт, того она тащит...
“Мы росли вне благодати”,–признаётся лирический герой Вячеслава Пасенюка. И ведёт неспешный рассказ, в котором “отразился век, и современный человек”, потасканый судьбою от его, столетия середины до его, столетия, конца.
Трагедия человека века социализма – вот альфа и омега творчества поэта с Керама.
Керам – это не Крым. Это клочок земли, зажатый Донцом, Диким Полем и Азовским морем. Где “пасутся золотые змеи” и где выживают те, “кто землю ест и долбит сухую глину”. Именно там живёт поэт и выдавливает на смятой временем пишущей машинке стихи. Саги о бедном человеке – неучастнике глобальных процессов “в стране победившего секса, в стране проигравшей идеи”...
Как известно, поздние сочинения больших мастеров не гарантированы от их ложного истолкования и оценки.
Да неужто это наша Родина? – спросит бывший экс-комсомолец, экс-партиец, экс-гражданин. – Та, которую мы знали в пору нашего детства, юности, молодости? В рубище, синяках, с опухшим лицом? Как можно такое уродище, “допущенный временем промах”, поэтизировать?
Можно! Но далеко не каждому.
Ведь только поэзия и составляет, следуя К.Н.Батюшкову, и муку и услаждение людей, единственно для неё созданных...
Но я обязан это всё любить
не сравнивая и не подвергая
сомнению а попросту платить
любовью за печальный образ рая
А любить такое не хочется... Но такова наша душа (не американская, не немецкая). И приходится любить хотя бы за то, что только здесь мы и можем
терзаться самомнением –
со тщанием, и рвением,
и рвотой полупьяницы...
Когда вообще начинается зрелое творчество? Где и при каких обстоятельствах? Говоря о Вячеславе Пасенюке, можно ответить определённо: радикальная лаконичность образного языка была присуща ему с первой книги. С первой, из двух десятков неизданных... А не издавать пришлось с 1965 по 2000.
Вячеслав Пасенюк создавал и создал целый мир отражений в стихах. С одной целью: дабы не перевелись те, “кто предпочитает печатное слово непечатному, кто выбирает написанное пером, а не вырубленное топором, кто умеет отличить поэзию от прозы, а чистые стихи от нечистых”.
Порадуйся кусту –
забыли и разросся.
Порадуйся куску,
доступному без спроса.
Порадуйся тому,
что день ещё не начат,
что терпится уму,
а сердце дальше скачет.
А являются ли все стихи, вошедшие в эту книгу, вершиной творчества поэта из Нью-Йорка на Кривом Торце с Керама, об этом судить каждому читателю лично.
Памятуя: Керам – это не Крым. Это клочок земли, зажатый Донцом, Диким Полем и Азовским морем. Где “пасутся золотые змеи” и где выживают те, “кто землю ест и долбит сухую глину”. Именно там и обретается прекрасный поэт, в творчестве которого есть всё. Кроме эпилога...
И, дай Бог ему сил, а нам радости встреч с его новыми книгами.
Олександр Апальков
(Джерело:
критичний нарис)
|