09.11.2012
Рецензія на книжку:
Г.Ткачук. Славка : повісті, новели
Восьмилетняя Славка из Боярки морозным зимним днем идет в музыкальную школу, а в нее кто-то с балкона яблоками швыряется. Девочку охватывает отчаяние. Она бросает пакет с флейтой и принимается орать: «Та щоб я здохла! Я тут іду на цю музику! Я щойно пришла зі школи! У мене ще й клас гімназичний із шістьма уроками і продльонкою! Я дома не поїла! Там нема! Я із ніг падаю! Я тащу оцю непорозмірну для мене флейту! Холодно, страшне, я не можу знайти рукавичок, у мене руки змерзли її тягти! Я зараз прийду, почну грати Гайдна, і мене насварять! І знаєш, чого?! Бо я уяви зеленої не маю, як його грати, цього Гайдна!»...
Первые страницы книги — сплошное обаяние. И это притом, что мир, окружающий маленькую Славку, откровенно говоря, малосимпатичен. Столичный пригород, почти все взрослое население которого ездит на заработки в Киев, школа без отопления, денег не хватает, фонари не светят, собаки лают, облезлые дядьки греются на канализационных люках. Но и это, оказывается, не так уж страшно, если в детских глазах горит огонь любопытства к жизни и радость ее приятия. В Славкиных — горит. Поэтому наказание швырявшегося яблоками обидчика оборачивается обретением лучшей подруги.
А еще у Славки и ее новоиспеченной приятельницы Лили есть фантазия. Замечательная такая штука, способная превратить даже самую скучную местность в волшебную страну. Едва познакомившись, Лиля и Славка отправляются в соседнюю Белгородку на поиски зарытого там клада с сокровищами. У вас есть сомнения, что в Белгородке зарыты сокровища? Вот потому-то вы их никогда нипочем не найдете, а Лиля со Славкой найдут обязательно!
Если бы в повести Галины Ткачук реальность и вымысел от начала до конца существовали на равных правах, то контраст между довольно унылой окружающей действительностью и очаровательными детскими выдумками работал бы на благо текста. Более того, эти выдумки могли бы повлиять на действительность, каким-то образом ее изменить. Однако Ткачук выбрала другой путь, и он, на мой взгляд, менее удачен.
Достаточно быстро Славкины фантазии приобретают все более сложные формы и начинают неуклонно вытеснять из повести ее реальную основу. Возникают странные персонажи с библейскими именами, непонятными функциями и немотивированным поведением. Широко используется христианская символика, которая для данного жанра несколько тяжеловесна. Смысл происходящего размывается. В результате получается книга, написанная уже как-то не по-детски, но еще совсем не по-взрослому.
В общем, ничего странного: «Славка» вышла, когда ее автору исполнилось всего лишь двадцать лет. Для столь юного возраста это вполне достойный дебют. Вопрос в том, что будет дальше. В истории новейшей украинской литературы есть немало примеров, когда молодые писатели после успешного старта останавливаются в развитии и продолжают эксплуатировать одни и те же наработанные приемы. Сможет ли Ткачук преодолеть эту распространенную болезнь роста, покажет время.
Юрий ВОЛОДАРСКИЙ
(Джерело:
Еженедельник 2000)
|