02.12.2012
Рецензія на книжку:
Нікітін Олексій. Маджонг : роман
Алексей Никитин. Маджонг. М.: Ad Marginem, 2012.
Обстоятельства складываются таким образом, что Европа и пространство бывшего СССР превращаются в территорию поисков рукописи третьего тома гоголевских "Мертвых душ": бизнесмены-библиофилы готовы жертвовать всем, лишь бы завладеть текстом, опровергающей традиционные представления о классическом герое русской литературы. Центром, вокруг которого закручивается водоворот квазидетективных событий, становится киевский кабачок, где четверо приятелей играют в маджонг; сложная, основанная на труднопостигаемой системе правил игра причудливым образом связана с реальностью, рифмуется с ней и, возможно, даже генерирует ее. Читатель оказывается в причудливом мире, где переплетаются Красный Дракон, Зеленый Фирштейн, Толстый Барселона и Фальшивый Гоголь; дело осложняется тем, что не менее четверти "Маджонга" занимают пространные цитаты из Гоголя – не сразу понятно какого. Киев, Гоголь, маджонг – сами видите, перед нами постмодернистская фантасмагория с особой локальной «атмосферой»; сложная комбинация интеллектуальной «литературности», пальп-фикшна, китайщины и абракадабры. Алексей Никитин – образцовый global Ukrainian: сочиняющий сугубо локальные – однако легко конвертирующиеся; глубоко озадачивающие – однако увлекательные; написанные на отменном русском – однако обыгрывающие место происхождения текста, Украину, – романоиды. И даже распоряжается он ими эталонным, можно сказать, образом: электронные версии продает через Amazon.com, самостоятельно; а бумажные – публикует в российском издательстве, известном претензиями на то, чтобы задавать авангардистский канон эпохи. Ничего удивительного, что дела у киевского автора уже сейчас идут неплохо, а перспективы в будущем – еще лучше.
Лев Данилкин
(Джерело:
Ассоциация "Премия Горького")
|