11.10.2010
Рецензія на книжку:
"Фоззі" Сидоренко Олександр. Winter Sport
Таким образом Александр Сидоренко, он же Фоззи из группы «Танок на майдане Конго», отвечает на банальные вопросы о секрете успеха во время харьковской презентации своей второй книги. Это событие он сам не считает чем-то феерическим: вышла первая книга, а идей в дорожном ежедневнике автора хватало на две, потому через год решили состряпать и вторую. Все о том же: о проблемах и радостях жителей харьковской окраины, на языке, больше всего понятном для тех, кто тоже там вырос.
По сути, и первую книгу – «Ели воду из-под крана», и вторую – Winter sport можно считать частями одного полотна, изображающего жизнь районов, которые в мексиканских сериалах принято называть трущобами. Точнее не полотна, а какого-нибудь граффити во всю гаражную стену. Рассказики-зарисовки о «ребятах с нашего двора», все как есть, без прикрас и даже без особых выводов. Почти репортаж с места событий, и едва ли не в реальном времени – это к тому, что в тех краях мало что изменилось. Хотя по поводу содержания второго своего творения автор шутит – судя по названию, наверняка это о провале российской сборной на зимних олимпийских играх в Ванкувере (на самом деле шапочка-петушок с данной надписью, если кто помнит, была очень популярна в описанный период у обитателей харьковских окраин).
Во время вечернего продолжения презентации в одном из харьковских клубов Фоззи после недолгих колебаний в шутку называет произведенный продукт «тетрадкой в твердой обложке». Называть это книгой в присутствии Сергея Жадана, посетившего вечер, у автора язык не поворачивается. Самокритично и, если честно, не без оснований. Литературой в полном смысле это не назовешь, особенно в сравнении с шедеврами современной литературы. Но здесь имеет место скорее феномен Цоя – он не был лучшим, но он был первым, и он был вовремя. Фоззи немного коряв в изложении, но так трогательно и точно помнит всякие атрибуты, штучки и словечки того времени и тех мест… Ностальгия – коварная штука: покажи человеку сифон для газировки и включи хит, звучавший на дискотеках его юности, и слезы навернутся на глаза просто физиологически, безо всяких художественных приемов. Безотносительно к тому, насколько человеку было плохо в этот период жизни – даже если он жил тогда впроголодь, скрывался от органов или остался без работы и крыши над головой. Начало становления Украины, ее январь и февраль, самое тяжелое и холодное время – на такую философию съезжает автор в конце книги, враз отбросив сленг и прибаутки. В обеих книгах такие неожиданные выпады из серии «а теперь серьезно» имеют место быть, и возможно, ради них все и писалось. На этой смеси смешного и страшного все и построено. Смешное здесь смешно по-житейски, так, что нарочно не придумаешь, страшное – страшно так же по-обыденному, без голливудских спецэффектов, просто своей безысходностью. Потому и читается текст с гремучей смесью умиления и содрогания. Но это лирическое отступление лично от меня, прочитавшей обе книги. Если в двух словах: прочесть можно. И если вы гоп с окраины, и если вы мажор из центра. И если вы не харьковчанин вообще или даже не украинец – это будет для вас так же экзотично, как что-нибудь про Гватемалу, например. Много вы знаете про Гватемалу? Ну вот. А теперь к вопросам и ответам творческой встречи, потому что автору было что рассказать помимо уже написанного им текста.
Звездой Фоззи себя не считает. И даже вокалистом не считает, а только музыкантом харьковской группы. Признается, что ребята уехали из Харькова в свое время только потому, что не было соответствующих интернет-технологий для дистанционной работы. Сейчас он уверен, что уезжать необходимости нет, и всех при случае отговаривает. Побочные обязанности звезды Фоззи на себя тоже возлагать не любит – по разным танцевальным проектам ходит в основном Фагот, а для Фоззи хватает того, что он является капитаном футбольной сборной украинских звезд. Говорит, если придумают какой-нибудь звездный телепроект, где нужно будет играть в футбол или писать книги, он поучаствует, а до того – никак.
Особо цепкие фразочки для своей летописи Фоззи не придумывал, а заимствовал у талантливых современников: «Я беззастенчиво пользовался афоризмами соседей по микрорайону. Вы ходили когда-нибудь на Московский базар под мостом? У нас был сосед справа, которому действительно нужно было книжки писать. Всякий раз, когда он в нарды нас обыгрывал, он сочинял какую-нибудь новую колкость, называл нас «музыкантишки»… Есть какое-то количество людей, которые мыслят, скажем так… необычно. В Харькове их особенно много, потому что учитывая приграничные территории, заселение и перезаселение, плюс количество людей с высшим и незаконченным высшим образованием. Грубо говоря, есть люди, которые делают афоризмы, и в Харькове их более чем достаточно. У меня есть одноклассник, который живет в городе Баден-Баден. Когда он мне звонит на Оболонь, я всегда кладу рядом какую-нибудь записанную книжку, чтобы записывать харьковские выражения». А в последнее время Фоззи не дает покоя новость о том, что кто-то в Израиле издал словарь харьковских слов: «Представляете, какой это был бы хит на харьковской книжной выставке?»
Кира Станиславская
(Джерело:
"Пятница")
|