20.02.2012
Рецензія на книжку:
А.Дністровий. Пацики : конкретний роман
Так рецензент определила для себя стиль письма нового роману Анатолия Днестровского «Пацики». Не так давно на полках книжных магазинов появился третий роман молодого тернопольчанина Анатолия Днестровского «Пацики» (выдало киевское издательство «Факт» в серии популярной украинской прозы «Exceptis excipiendis»).
Пацики — это не просто современные подростки с их первыми влюбленностями, проблемами с родителями и неопределенностью, куда пойти после школы. Пацики — это также своего рода «братва», криминальная шпана, ребята, которые экспериментируют с наркотиками, а алкоголь является неотъемлемой частью их «культурного отдыха». Эти дети ищут себя, испытывают себя на прочность «гоп-стопом», драками «стенка на стенку», сексом в детсадовских беседках с подружкой, которая «дает» всем по очереди, с проституткой ли в машине.
Стиль сказа от первого лица ненавязчив, далек от морализаторского и густо приправленный сленгом с вкраплениями ненормативной лексики. Предупреждение о ее наличии есть на обложке книги, так что литературные пуритане предупреждены и могут не читать то, которое «пакостит язык Шевченко». В действительности проблема в том, что не литература замусоривает язык (смешно и думать с такими тиражами украиноязычных изданий!), а язык формируется в обществе, с которым не все хорошо, если молодежь развлекается такими «безделушками». Язык лишь отображает существующее положение вещей, и так «непричесанная» лексика — «плюс» этой книги, еще один показатель правдивости.
Основными идеями книги является «береги честь смолоду, потому что потом будешь никому не нужная» (для девушек) и «за все нужно платить» (для ребят). И действительно, когда главный герой — в чем-то неплохой парень — влюбляется в симпатичную девушку Ляню, когда мама главного героя облегченно вздыхает, определенная, что ее сын женится и бросит пить и слоняться по ночам, когда девочка оказывается еще и талантливой художницей-начинающим, герой, как на грех, узнает, что из Лянею не так давно встречался его приятель-бабник и он «делал с ней все, что угодно». И все, конец любви. В целом такая себе правдивая демонстрация мальчишечьего мышления, для которых девушки, с которыми спишь, и девушки, с которыми женишься, — две больших разницы.
Мальчишечья романтика со всяческими приключениями — украсть, побиться, напиться, съездить в село к бабушке по маковую соломку, пойти из дома и жить у друзей и в каком-то подвале — также заканчивается не радужно. Компания постепенно распадается — один поехал к иностранному легиону, тот скололся и попал у «дуралея», другой имеет проблемы с милицией, поэтому должен выезжать из города, того выбросили из многоэтажки, кто-то спился и стал «алкашом», у кого-то проблемы с девушками — не знает, какую выбрать, а кого-то, на его пребольшое горе, женят с девушкой, с которой спало полквартала (папа «курицы» о чем-то начал догадываться, потому она рассказала, что ее изнасиловали, указав на «бедного парня», которому теперь угрожают проблемами, если тот не женится).
Книга производит впечатление, подобное к Берджесового «Механического апельсина», — ощущение таково, как будто ты ныряешь на дно, с удивлением замечаешь, что нелюди-бандиты также имеют душу и сердце, но нащось их вытравливают из своего естества, при этом они ужасно страдают, но твердо верят, что такой путь более легок и лучший от традиционного образование-брак-робота-дети работы. Дочитав, то есть вынырнув, ты знаешь немного больше о жизни бандитов, шпаны и «пациков», а потому понимаешь, что ну его в баню так «романтично» жить, как герои Днестровского.
Стилистика текста легка, и роман может читать интеллектуал так же, как и подросток-школьник. Уровень откровенности и убедительное изображение психологии «пациков» позволяет провести параллели с «Дневником вора» Жана Жене (кстати, «Юниверс» выдал его по-украински в прошлом году). Также подобный «репортаж из дна», но не тернопольского, а харьковского, и так же достаточно пессимистический и полный натуралистических сцен, недавно написал Сергей Жадан (роман «Депеш мод»).
Гонит, Берджес, Селин — любимые авторы Днестровского, ведь именно эти писатели делают скальпелем письма анатомический срез на живом теле сегодняшнего общества. Страшноватая это в своей грубой откровенности картина, для кого-то — экзотичная или даже эпатажная. Но стоит вдуматься: некоторые люди так и живут.
Романы Анатолия — это агиография наоборот, и именно поэтому главное в них — их нравственность. Агиографические произведения рассказывают о жизни святых и как они дошли до святости, а романы Днестровского рассказывают о грешниках, как ими можно стать и что из этого выходит. И если читать о «хороших» сегодняшней молодежи слишком скучно, то научить потому, что такое хорошо и что такое плохо» можно именно таким письмом.
Анастасия БОГУСЛАВСКАЯ
(Джерело:
What.in.ua)
|